Юристы ТЧК отстояли права клиента в споре с федеральным телеканалом по интеллектуальной собственности
#интеллектуальная собственностьСУТЬ ДЕЛА
Нашему доверителю понадобилась консультация по вопросу интеллектуальной собственности. Крупный телеканал предъявил ему претензию на сумму 1 000 000 рублей за нарушение исключительных прав на логотип с персонажем мультсериала.
Поводом для претензии послужило обращение в телекомпанию крупной сети магазинов. В апреле 2019 года ритейлеру поступило предложение от компании-посредника приобрести для последующей продажи продукцию с изображением героев мультсериала. Опасаясь возможных проблем при реализации товаров с интеллектуальной собственностью, сеть магазинов установила правообладателя – телеканал - и направила ему запрос. На вопрос о том, может ли ритейлер продавать продукцию без выплаты соответствующих авторских отчислений телеканалу (роялти), ответ был отрицательным.
Позиция телеканала состояла в том, что наш клиент - производитель продукции с изображением героев мультфильма нарушил условия заключённого с ним лицензионного договора, по которому телеканал давал клиенту разрешение на производство и продажу продукции с нанесением на неё логотипа в течение одного года. Этот срок истёк 1 января 2019 года. Соответственно ни о каких продажах в апреле, тем более без выплаты роялти, не могло быть и речи.
ЧТО МЫ СДЕЛАЛИ
Юристы ТЧК проанализировали положения лицензионного договора и пришли к выводу, что при продаже продукции третьему лицу наш клиент действовал правомерно, поскольку были одновременно соблюдены следующие условия:
Во-первых, стороны согласовали так называемый «период распродажи» – срок, в течение которого нельзя выпускать новую продукцию с логотипом, но можно продавать уже произведённые товары – с 1 января 2019 года по 31 марта 2019 года. За продажу таких товаров клиент также выплачивал телеканалу авторские отчисления. Это подтверждалось специальным отчётом и иными бухгалтерскими документами. Товар был продан посреднику в указанные сроки.
Во-вторых, продукция с логотипом должна была производиться строго в период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года. Только выпущенная в этот срок продукция может быть продана. Благодаря сохранившимся производственным документам, а также рабочей переписке сотрудников клиента удалось подтвердить и эти обстоятельства.
Тем самым, со стороны клиента все обязательства по договору были исполнены надлежащим образом.
Оставалось выяснить ещё один вопрос: насколько вправе посредник продать приобретённую у клиента продукцию с логотипом без выплаты роялти правообладателю? При отрицательном ответе посредник мог предъявить претензию, а затем в судебном порядке взыскать убытки.
Однако и с этой стороны всё было правомерно.
В Гражданском кодексе предусмотрена конструкция исчерпания исключительного права. Она применяется равным образом как для товарных знаков (ст. 1487 ГК РФ), так и для объектов авторского права (ст. 1272 ГК РФ). В нашем случае к логотипу применялись нормы об авторском праве, что следовало из условий договора.
В соответствии со статьёй 1272 ГК РФ исчерпание исключительного авторского права происходит, когда экземпляр произведения правомерно введён в гражданский оборот и предусматривает возможность использовать или распространять экземпляр произведения на материальном носителе (но не сам результат интеллектуальной деятельности) без выплаты вознаграждения правообладателю. В нашем случае экземпляр произведения с материальным носителем - это продукция с логотипом, а результат интеллектуальной деятельности - сам логотип. Проще говоря, посреднику не надо было выплачивать роялти правообладателю, потому что это сделал производитель.
ИТОГ
Поскольку продукция была произведена и продана в полном соответствии с условиями договора - в установленный срок и с выплатой роялти - произошло исчерпание исключительного права. Поэтому компания-посредник могла продать продукцию сетевым магазинам без выплаты авторских отчислений телеканалу.
В итоге клиент привёл наши разъяснения телеканалу, и тот отозвал свою претензию.
Материалы подготовил: помощник юриста Артём Сидельников.