Предложение о введении налога солидарности вызывает смешанное чувство, - Михаил Першин

Налог солидарности Выдвинутое группой депутатов Госдумы предложение о введении специального налога солидарности, который должен пойти на развитие новых российских регионов — Крыма и Севастополя, вызывает смешанное чувство.

Об этом агентству "НТА-Приволжье" заявил кандидат юридических наук, партнер, руководитель налоговой практики юридической фирмы Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov, член Нижегородского регионального отделения Ассоциации юристов России (НРО АЮР) Михаил Першин, комментируя возможное повышение НДФЛ для богатых россиян с 13 до 30%.

"С одной стороны, прогрессивная система налогообложения граждан с высоким уровнем доходов является нормой для многих развитых стран мира, хотя и вызывает их недовольство. Безусловно, это может порождать некоторый поток граждан, ищущих более благоприятных налоговых условий в низконалоговых юрисдикциях, или уход в теневой сегмент, оставаясь в России. Но такое происходит и в Европе. Достаточно вспомнить недавние демарши знаменитых французов, например, артиста Жерара Депардье. Далеко не все функции государства, а уж тем более фискальная, должны вызывать положительные эмоции у общества и бизнеса. И здесь может оказаться важнее вопрос финансирования государственных стратегических задач, которые кроме населения нашей страны и финансировать-то некому. Кроме того, возникшая на фоне Украины политическая ситуация и принимаемые совместно Россией и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) меры по совершенствованию налогового администрирования не делают задачу увода нашими гражданами капитала за рубеж такой простой", - отметил Михаил Першин.

К тому же, по его мнению, некоторый положительный эффект этот законопроект может иметь с точки зрения регулирования запредельного социального расслоения общества.

"С другой стороны, как любой проект в сфере налогового регулирования, он требует серьезного расчета и принятия решения после оценки всех экономических последствий. Любое изменение в налоговой системе, а тем более отказ от ранее гарантированной властью плоской шкалы налогообложения граждан, является серьезным и даже политическим шагом. Хотелось бы, прежде всего, услышать от правительства и инициативных депутатов, о каком реальном проценте населения и возможных дополнительных доходах бюджета, уменьшенных на "уходящих в тень" налогоплательщиков, в действительности идет речь. Содержащиеся в предварительных расчетах цифры в 300-500 млрд. рублей в год выглядят, на мой взгляд, завышенными. Например, обычно забывается про стоимость дополнительного налогового администрирования и контроля, которая может оказаться весьма существенной в работе с состоятельными людьми",- подчеркнул эксперт.

"Важен и серьезный прогноз в сфере роста цен на товары и услуги, за счет которых будут компенсировать свои налоговые расходы состоятельные люди – ведь источники налогов останутся прежние. Очень много велось дискуссий по "брату-близнецу" повышенного НДФЛ – транспортному налогу на дорогие автомобили, однако экономический эффект от его введения пока окончательно неизвестен", - сказал Михаил Першин.

"В целом, я поддержал бы общий подход к необходимости в будущем перехода на прогрессивную шкалу налогообложения граждан, но при условии адекватного снижения налогового бремени на нераспредленные и реинвестированные доходы бизнеса, и в первую очередь промышленного и инновационного. Ведь именно так поступает большинство ведущих мировых держав, стимулируя тем самым не личное потребление, а развитие промышленности и науки внутри страны", - заявил член Нижегородского регионального отделения Ассоциации юристов России.

"Примитивное и недостаточно эффективное дополнение налоговой системы новыми обязательствами населения, неважно в форме налога с продаж для всех или прогрессивных ставок НДФЛ для богатых, может, всего лишь, усугубить некоторую социальную напряженность в вопросах присоединения и финансирования Крыма "за счет" всей страны, а значит, преследовать преимущественно политические цели. Когда ставится вопрос о том, что "надо затянуть пояса" в сложной для страны ситуации, то хочется, чтобы это сделали именно все и посильно. Это требует также разумного расходования собираемых бюджетных средств на программные мероприятия и обязательных жестких мер в отношении любых проявления хищений и злоупотреблений за счет бюджета, а также проявлений коррупции", - сказал в заключение Михаил Першин.

Как сообщалось ранее, группа депутатов Госдумы разработала законопроект, вводящий специальный налог солидарности, который пойдет на развитие новых российских регионов — Крыма и Севастополя. Как рассказал руководитель соответствующей рабочей группы, член комитета Госдумы по энергетике Андрей Крутов, в настоящее время законопроект проходит последние юридические экспертизы, и к осени после согласования со всеми заинтересованными ведомствами он будет внесен на рассмотрение нижней палаты парламента.

"Новые субъекты Российской Федерации — Крым и Севастополь — были десятилетиями недофинансированы, и в настоящее время в бюджете необходимых средств для инвестиций нет, — рассказал он. — Поэтому нужно комплексное решение проблемы — не разовое изъятие определенных сумм у населения (например, пенсионных накоплений под предлогом акционирования пенсионных фондов) и не сплошное увеличение налогов для всех. Уверен, что наш вариант будет поддержан большинством населения страны и правительством".

Рабочий вариант законопроекта предусматривает поправку в ст. 244 Налогового кодекса. Она предполагает повышение с 13 до 30% ставки налога на доходы физических лиц, чей годовой доход превысит 12 млн. рублей. По расчетам разработчиков, общее число граждан, которые попадут под повышенный налог, составит не более 0,2% социально активного населения, но при этом их совокупный доход составляет более трети всех доходов населения страны. С учетом того, что в 2013 году, по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), сборы НДФЛ составили 2,5 трлн. рублей, разработчики ожидают экономический эффект от этого нововведения в 300–500 млрд. рублей в год. Согласно проекту Федеральной целевой программы развития Крыма и города Севастополя (обсуждалась на заседании правительства в начале июля) до 2020 года, общие расходы на развитие полуострова за 5 лет должны составить порядка 790 млрд. рублей.

Ранее о необходимости повышения подоходного налога из-за дыры в бюджете говорил министр финансов Антон Силуанов. По его словам, в настоящее время рассматривается предложение повысить НДФЛ на 1–2% для всего работающего населения, а также введение налога с продаж в размере до 5%.

"Предложенная нами мера затронет минимальное число лиц, в то время как повышение НДФЛ для всех в первую очередь ударит по наименее обеспеченным слоям населения, — говорит Крутов. — Логичнее воспользоваться мировым опытом и повышенные ставки налога применять к наиболее обеспеченным гражданам".

Право распоряжаться средствами, собранными в рамках налога солидарности, согласно законопроекту, передается непосредственно министерству развития Крыма и города Севастополя. В этом министерстве "Известиям" заявили, что готовы рассмотреть предложения депутатов, но воздержались от комментариев до окончательной доработки проекта.

Впервые налог солидарности был введен в объединенной Германии — для финансирования инфраструктурных проектов более бедных новых федеральных земель, ранее входивших в состав ГДР. И хотя изначально налог вводился на один год, он действует по сей день (ставка — 5,5% от дохода физических и юридических лиц). По мнению экспертов, введение специального налога для развития новых территорий можно расценить как логичный шаг.

Источник: "НТА Приволжье"

Отзывы и рекомендации


ООО "Маммут Рус" настоящим письмом выражает вам искреннюю благодарность и признательность за профессиональную юридическую поддержку в области в области трудового и административного права, оказанную нашему предприятию.
Руководитель трудовой практики "ТЧК" Ирина Питунова проявила себя как юрист высоких компетенций, продемонстрировав профессионализм в текущем сопровождении компании по трудовым и административным вопросам.
Юрий ПоповГенеральный директор

Рейтинги

Ассоциации и союзы