Конституционный суд проверит законность транспортного налога

Суд изучит соответствие нормам Конституции положения Налогового кодекса о зависимости величины транспортного налога от мощности

Фото: Анастасия Макарычева / «ГорькийТВ»Конституционный суд Российской Федерации принял к рассмотрению иск столичного адвоката Санала Дорджиева, в котором он просит проверить на соответствие конституционным нормам подпункт статьи 359 Налогового кодекса, устанавливающий размер налога в зависимости от мощности двигателя автомобиля. Об этом пишут "Известия".

В интервью изданию юрист заявил, что метод расчёта налога в зависимости от лошадиных сил нарушает равноправие граждан и прямо противоречит Конституции. По его словам, налог на отечественные "Лады" и идентичные по стоимости, но более экологичные и комфортные подержанные иномарки, может отличаться в десятки раз.

В качестве примера юрист сравнил цены и налоги на несколько различных марок автомобилей. Так, средняя стоимость новенькой "Лады Приоры" составляет примерно 430 тысяч рублей при мощности двигателя 98 л.с. Средняя стоимость Mersedes-Benz S500 W140 (годы выпуска 1991–1998 мощностью 320 л.с.) на вторичном рынке сопоставима с ценой "Лады" — около 400–500 тысяч рублей. Однако транспортный налог на эту машину составит 48 тысяч. В то же время владелец нового автомобиль BMW Х6 (стоимость — четыре миллиона и мощность 245 л.с.) заплатит транспортный налог в размере 27 562 рубля 50 копеек даже с учетом повышенного коэффициента, предусмотренного пунктом 2 статьи 362 НК.

"Исходя из позиции законодателя, мощность непосредственно влияет на расход топлива и отражает уровень состоятельности владельца, — заявил Санал Дорджиев в интервью "Известиям". — Я считаю, что такая позиция необъективна. Расход зависит в основном от стиля пользования авто: кто-то за день по сотне километров проезжает, кто-то только в выходные на дачу ездит".

Таким образом, по мнению юриста, такой подход приводит к крайне необъективной оценке фактической способности налогоплательщика к уплате налога и тем самым нарушает конституционные принципы всеобщности и равенства налогообложения.

Отметим, что согласно статистике ФНС, больше всего доходов казне приносят владельцы именно мощных машин. Так, владельцам автомобилей с двигателями мощностью свыше 150 л.с. в 2013 году было начислено 11,166 миллиардов рублей налогов.

Эксперты, опрошенные "Известиями", сочли требования адвоката обоснованными. Так, независимый автоэксперт Алексей Безбородов отметил, что при расчете транспортного налога необходимо также учитывать ежегодный пробег автомобиля, а средства в дорожные фонды можно собирать через акцизы на топливо. Глава общественного движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов усомнился в том, что данным положением Налогового кодекса нарушаются нормы Конституции, однако также отметил необходимость реформирования транспортного налога.

Основатель юридического агентства "Персона грата" Георгий Мохов высоко оценил инициативу Санала Дорджиева. "Имеет смысл подвергнуть конституционной экспертизе достаточно большое количество положений как Налогового кодекса, так и прочих нормативов, которые устанавливают сборы и налоги с граждан. Чехарда постоянных изменений налогового законодательства приводит к тому, что законодатели упускают из вида основные гражданские права", — заявил он в интервью корреспонденту "ГорькийТВ".

Впрочем, по мнению юриста, инициатива столичного коллеги вряд ли приведет к изменениям Налогового кодекса. "Но это покажет внимание общественности к положениям и нормам налогового законодательства, что само по себе уже полезно", — добавил он.

Олег Тимофеев"На мой взгляд, величина транспортного налога должна учитывать мощность двигателя, — заявил в интервью "ГорькийТВ" управляющий партнер нижегородской юридической фирмы Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov Олег Тимофеев. — Но сегодня схема расчета некорректна, когда берутся диапазоны мощности в лошадиных силах. Например, до 250 л.с. — одна ставка, после 250 л.с. — другая ставка. При этом получается существенный скачок в величине налога. Это приводит к ряду злоупотреблений, когда в Россию завозятся зарубежные авто одной модели с одним и тем же объемом двигателя, но с разным количеством л.с.".

Главный редактор журнала "Автомобильные дороги" Наталья Алхимова уверена в справедливости нынешней схемы налога. Она также подчеркнула его важность для Дорожного фонда: "За те десять лет, что в России не действовал Дорфонд и дорожные работы финансировались из бюджета по смете, накопилось много недоремонта, который жизненно необходимо ликвидировать, иначе смысла строить новые дороги пропадает — это означает потерять имеющуюся дорожную сеть".

Нижегородские автомобилисты отмечают, что ставка транспортного налога в области одна из самых высоких, однако состояние дорог далеко от желаемого.

Напомним, споры вокруг транспортного налога ведутся давно. Федерация автовладельцев России с 2008 года выступает за отмену транспортного налога и перенос платежей по налогу в цену бензина и других нефтепродуктов. Члены федерации считают, что в данном случае налоговая нагрузка будет распределена более справедливо. "Принцип справедлив и прост: больше платит тот, кто дальше ездит, чья машина сильнее портит асфальт (средства от ТН направляются на строительство и содержание дорог)", — пишет в своем блоге лидер федерации Сергей Канаев.

В правительстве неоднократно откликались на требования автовладельцев и заявляли о том, что налог будет реформирован. Так, в 2013 году Минпромторг договорился с Минфином о переходе с транспортного на экологический налог. При таком расчете самый большой налог будет у владельцев старых автомобилей, выхлоп которых не соответствует экологическим нормам. При этом, по словам экс-замминистра промышленности и торговли Алексея Рахманова, сейчас половина автопарка страны относится к экологическому классу "Евро-1" и ниже. Кроме того, почти половина машин в России старше десяти лет.

Ранее сообщалось, что по словам главы регионального Минфина Ольги Сулимы, недоимка транспортного налога в бюджет Нижегородской области по состоянию на 1 марта 2014 года составляет 832 миллиона рублей. "Средняя недоимка за последние 5 лет не изменяется и колеблется от 500 до 800 миллионов рублей", — сообщила она.

По информации "ГорькийТВ", по состоянию на февраль 2014 года порядка 415 тысяч нижегородцев являлись должниками по транспортному налогу.

Кроме того, по сведениям экспертов ФАР, недоимки по транспортному налогу в целом ряде регионов доходят до 40-50%. При этом наиболее распространенный способ восполнить бюджетные потери — повышение региональных ставок.

Источник текста и фото: портал "Горький ТВ"

Отзывы и рекомендации


ООО "Маммут Рус" настоящим письмом выражает вам искреннюю благодарность и признательность за профессиональную юридическую поддержку в области в области трудового и административного права, оказанную нашему предприятию.
Руководитель трудовой практики "ТЧК" Ирина Питунова проявила себя как юрист высоких компетенций, продемонстрировав профессионализм в текущем сопровождении компании по трудовым и административным вопросам.
Юрий ПоповГенеральный директор

Рейтинги

Ассоциации и союзы