Комплаенс: Предупрежден – значит вооружен

Комплаенс Как вести бизнес в новых условиях развития системы управления рисками на предприятиях?

Для западных компаний, в том числе и работающих в Нижегородской области, слово комплаенс стало уже привычным. Система комплаенс (или управления рисками) внедрена практически во всех крупных международных компаниях. Причем проверке «на порядочность» и законность подвергаются не только сами сотрудники компании, все ее локальные внутренние акты, но и подрядчики, поставщики и партнеры, которые работают с ней.

"Представьте себе такую картину: к вам приезжают партнеры для обсуждения какого-либо соглашения. Скажите мне, пожалуйста, имеете ли вы право выдать им ручки и блокнотики для записи? Я уж не говорю про что-то более серьезное и дорогое?" – задала вопрос топ-менеджер одной немецкой компании на нашем круглом столе «Управление комплаенс-рисками на предприятии. Конкурентные преимущества системного подхода», который мы проводили вместе с Российско-Германской внешнеторговой палатой.

У русского человека такого вопроса даже не возникнет. Подарят и не только ручки. А оказывается, во многих западных странах даже такой презент, как ручка и блокнот, может привести к тому, что сделка, если она будет заключена, будет признана недействительной, поскольку вы попытались таким образом повлиять на решение партнеров.

Именно поэтому все процедуры переговоров, подписания соглашений и так далее должны быть четко прописаны, стандартизированы, выверены и согласованы с действующим законодательством не только России, но страны вашего партнера. Все риски заранее должны быть устранены. Именно это и есть система комплаенс или система управления рисками. И чем сильнее идет процесс глобализации, тем чаще мы будем сталкиваться с таким явлением.

Давайте разберемся, что же такое комплаенс? Комплаенс (от англ. compliance – согласие, соответствие) – система внутреннего контроля, позволяющая управлять комплаенс-рисками: рисками привлечения к ответственности компаний и топ-менеджеров. Основана на системном предварительном контроле за событиями, которые могут привести к несоблюдению установленных требований и обязательств.

Ввиду значимости рисков привлечения к ответственности необходимо использовать хорошо наработанную международными практиками методологию построения системы комплаенс, системы внутреннего контроля и управления рисками. Это позволит контролировать все элементы, необходимые для устойчивого и стабильного развития.

В России термин "комплаенс" появился с приходом на рынок крупных иностранных компаний, где данная функция является неотъемлемой частью деятельности. Её основной целью является минимизация правовых и репутационных рисков, возникающих вследствие нарушения профессиональных и этических стандартов. В широком смысле термин означает риск применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации в результате несоблюдения законов, инструкций, правил, стандартов саморегулирующих организаций или кодексов поведения, касающихся участников рынка.

И хоть в российском законодательстве нет определения комплаенс, отдельные его элементы уже начали внедрять в федеральном правовом поле. Система комплаенс на данный момент внедрена практически во всех крупных российских банках, в большинстве международных компаний, работающих в нашей стране (с помощью внутренних локальных актов), те или иные его элементы внедряют и на российских предприятиях, таких как «КамАЗ», а также в госструктурах (антикоррупционная его составляющая).

Около года назад шло активное обсуждение антимонопольного комплаенса. ФАС России в 2014 году впервые высказала заинтересованность во внедрении компаниями внутренних систем предупреждения антимонопольных правонарушений. Представители ведомства даже предположили, что в будущем наличие подобных систем сможет влиять на снижение размера ответственности – например, рассматриваться как смягчающее обстоятельство. Эти высказывания вызвали всплеск интереса аудитории к комплаенсу, но дальнейшей конкретизации идея пока не получила, хотя над проектом закона об антимонопольном комплаенсе сейчас работают специалисты.

Но уже сейчас можно прогнозировать, что внедрение будет продолжаться в различных сферах российского бизнеса. Так что, нам придется с этим жить и лучше приготовиться к этому заранее.

Итак, какие вопросы у вас могу возникнуть в связи с внедрением системы комплаенса:

1. Каким компаниям стоит задуматься над внедрением системы комплаенса?
- компаниям, оказывающим различные виды услуг, в том числе и финансовые. Наличие системы комплаенс формирует образ серьезного и добропорядочного игрока рынка;
- подрядчикам и поставщикам, которые работают не только с международными, но и российскими компаниями. Почему это важно? Внедрить систему комплаенса не так-то просто, на это потребуются месяцы. Вы уверены, что завтра к вам не обратятся иностранные потребители ваших товаров, но им придется отказать вам по причине несоответствия их высоким требованиям. Кроме того, повторюсь, систему проверки подрядчиков «на порядочность» вводят и российские организации.
- крупным производственным предприятиям. По той же причине – неизвестно, кто обратится к вам в будущем за вашим продуктом.

2. Кто должен заниматься формированием системы комплаенс на предприятиях?
В западных компаниях есть отдельная должность - комплаенс-офицер. Именно они занимаются стандартизацией всех внутренних процедур, их регулярным аудитом и проверкой их на соответствие постоянно меняющемуся законодательству.
Российские же предприятия чаще всего себе это позволить не могут и данную функцию – предупреждения и управления рисками – отдают в распоряжение юридических департаментов. Но некоторые идут по пути разделения функций: часть из них отдают в ведение отдела кадров, часть – в юридический или финансовый департаменты и т.д. Часть компаний отдают эту функцию на аутсорсинг. Все больше российских юридических компаний предоставляют комплаенс-услугу как отдельный продукт.

3. Возможно ли вести бизнес в соответствии со всеми российским законами?
Здесь можно только сказать, что система комплаенса - это не только предупреждение рисков, это прежде всего их оценка. Задача комплаенс-офицера – предупредить об опасности, а задача руководителя – взвесить плюсы и минусы и уже на основании этого анализа принять решение. Но согласитесь, что вы хотели бы знать обо всех негативных последствиях своих действий?..

Наталия Дербенева, PR -директор юридической фирмы Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov.

Читайте также:

Отзывы и рекомендации


ООО "Маммут Рус" настоящим письмом выражает вам искреннюю благодарность и признательность за профессиональную юридическую поддержку в области в области трудового и административного права, оказанную нашему предприятию.
Руководитель трудовой практики "ТЧК" Ирина Питунова проявила себя как юрист высоких компетенций, продемонстрировав профессионализм в текущем сопровождении компании по трудовым и административным вопросам.
Юрий ПоповГенеральный директор

Рейтинги

Ассоциации и союзы